Чтобы не стать жертвой злоумышленников, необходимо соблюдать следующие правила безопасного поведения:
1. Не следует отвечать на звонки или СМС-сообщения с неизвестных номеров с просьбой положить на счёт деньги.
2. Ни при каких обстоятельствах не сообщайте реквизиты своих банковских счетов и карт, пароли от них и тем более не перечисляйте принадлежащие вам денежные средства по указанию лиц, представляющихся сотрудниками банков (службы безопасности банков) и правоохранительных органов (полиция, ФСБ, Росфинмониторинг и т.д.), на безопасные счета! Понятия «БЕЗОПАСНЫЙ СЧЁТ» НЕ СУЩЕСТВУЕТ! Немедленно прервите разговор!
3. Не берите кредиты якобы для того, чтобы опередить злоумышленников. ТАКОГО СПОСОБА ЗАЩИТЫ ВАШИХ СРЕДСТВ НЕ СУЩЕСТВУЕТ.
4. В случае поступления сообщения от родственника, знакомого, руководителя (коллег по работе) с просьбой занять денег или с информацией о том, что вам скоро позвонят из органов безопасности или Центробанка РФ и следует действовать по их инструкции, САМОСТОЯТЕЛЬНО СВЯЖИТЕСЬ С ТЕМ, КТО ПРОСИТ ОКАЗАТЬ ПОМОЩЬ, И УТОЧНИТЕ СИТУАЦИЮ.
5. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! НЕ СОЗВАНИВАЮТСЯ С КЛИЕНТАМИ:
- сотовые компании – с целью продления услуг мобильной связи (работа ведётся исключительно через официальное мобильное приложение операторов связи);
- Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области (его филиалы) – с предложением услуг по перерасчёту размера пенсии и трудового стажа;
- АО «Магаданэнергосбыт» – для оказания содействия по замене счётчика электроэнергии либо настройки личного кабинета на сайте компании;
- медицинские организации – об оказании услуги по дистанционной записи в очередь на замену полиса обязательного медицинского страхования.
6. ПРИ СОВЕРШЕНИИ ОНЛАЙН-ПОКУПОК ИЛИ ПРОДАЖ НА ИНТЕРНЕТ-ПЛОЩАДКАХ ОБЪЯВЛЕНИЙ следуйте следующим рекомендациям:
- изучите карточку продавца, его рейтинг и отзывы. Насторожитесь, если продавец имеет слишком низкий рейтинг и большое количество отрицательных отзывов;
- мошенники часто используют фишинговые сайты, замаскированные под реально существующие онлайн-ресурсы торговых площадок (доменное имя при этом может отличаться всего лишь одним символом). Ссылки на фишинговые сайты, как правило, оставляют в мессенджерах, поэтому общайтесь с пользователями только через чат интернет-площадки размещения объявлений. В большинстве случаев в таких чатах блокируется рассылка ссылок. Если ресурс не блокирует ссылки, отправляемые пользователям, просто не переходите по ним;
- мошенники часто пытаются увести вас с интернет-ресурса. Следует настороженно отнестись к просьбам продолжить общение в WhatsApp, Viber, Telegram. Вас могут убеждать в том, что функционал сайта работает некорректно, и сделку лучше совершить в обход ресурса. Никогда не поддавайтесь на подобные уговоры. Оплату проводите только через платёжные сервисы, которые предлагает выбранная вами интернет-площадка. В таком случае вы можете быть уверены в безопасности оплаты и в сохранности денежных средств на вашей карте. Поскольку сервисы безопасной оплаты предполагают блокирование денег на виртуальном счету торговой площадки, в случае неполучения товара или получения товара ненадлежащего качества денежные средства вернутся на ваш счёт. Только при подтверждении получения нужного вам заказа и отсутствии претензий к его качеству торговая площадка направляет денежные средства продавцу.
- не отправляйте предоплату за товар или услугу;
- при общении в чате мошенники под самыми разными предлогами могут попытаться получить информацию, позволяющую совершать несанкционированные операции с вашей банковской картой. Поэтому ни при каких обстоятельствах не сообщайте пользователям код на оборотной стороне карты (CVV/CVC-код), а также коды из СМС-сообщений для совершения оплаты, приходящих на номер вашего сотового телефона.
- если вы всё же успели ввести номер своей карты на поддельном сайте или передать свои платежные данные мошенникам и только потом поняли – что-то не так, нужно немедленно позвонить в банк, заблокировать карту и подать заявление на её перевыпуск. Если успеете сделать это до того, как мошенники воспользуются вашими данными, потери денег удастся избежать.
7. ЗАЩИТИТЕ СВОЙ СМАРТФОН!
- не устанавливайте на свой смартфон никаких программ по указанию неизвестных;
- в качестве помощи в борьбе с мошенниками целесообразно установить на личные мобильные устройства бесплатные услуги сотовых операторов по блокировке спам-звонков и идентификации звонящих (МегаФон – «Помощник Ева», МТС – «Защитник», Билайн – «Виртуальный помощник», Т2 – «Антиспам для звонков» и другие).
8. Не следует доверять звонкам и сообщениям, о том, что РОДСТВЕННИК ИЛИ ЗНАКОМЫЙ ПОПАЛ В АВАРИЮ, ЗАДЕРЖАН ЗА СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, особенно, если за этим следует просьба о перечислении денежных средств. Как показывает практика, обычный звонок близкому человеку позволяет развеять сомнения и понять, что это мошенники пытаются завладеть вашими средствами или имуществом.
7. Чтобы НЕ ДОПУСТИТЬ НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫЙ ДОСТУП В ВАШ ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ НА САЙТЕ «ГОСУСЛУГИ», необходимо соблюдать ряд простых правил кибербезопасности, которые изложены на официальном этого сайта (ссылка: https://www.gosuslugi.ru/help/faq/personal_data/100465). Особое внимание специалисты по кибербезопасности обращают внимание на создание уникального пароля для входа в личный кабинет из 12 символов (ссылка: https://www.gosuslugi.ru/life/details/how_to_create_strong_passwords).
Ещё несколько общих советов. В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ВАС МОШЕННИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО ОБРАТИТЕСЬ:
- в ближайшее отделение вашего банка по известному вам телефону или уточните в очном формате все возникающие вопросы у оператора либо представителя службы безопасности банка;
- в ближайшее подразделение органов внутренних дел. Также о фактах краж и мошенничеств можно сообщить в дежурную часть органа внутренних дел или по номеру 102, а также по телефону доверия УМВД России по Магаданской области 69-66-55.
Также напоминаем, что о действующей в регионе горячей линии по профилактике совершений мошеннических действий с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Кол-центр действует на основе единого бесплатного регионального номера 122.
Специалисты кол-центра с целью предотвращения правонарушений в их отношении окажут вам консультации, а также помогут оперативно предоставить информацию о необходимых действиях в случаях обращений к вам мошенников, в том числе если:
- с вашей банковской карты списали деньги;
- если вы получили тревожное смс-сообщение или звонок с незнакомого номера от «родственников», сомнительное сообщение из «банков» или государственных учреждений о блокировке банковской карты или поступлении денежных средств по ошибке, а также уведомление о назначении компенсации или выигрыша и так далее
Также по горячей линии можно проконсультироваться по вопросу безопасности персональных данных.
Узнать о работе кол-центра можно на сайте Правительства Магаданской области и в социальных сетях по ссылкам: